ЩЕРБАКОВ Евгений Павлович  (1936 - 2012)

Почетный гражданин города Чайковский

 

Родился 18 сентября 1936 года в городе Клинцы Брянской области.
В 1960 году по вызову Воткинскгэсстроя  приехал  на строительство Воткинского гидроузла.
С 1964 г. участвовал в сооружении Чайковского комбината шелковых тканей. В 1968 году назначен главным инженером строительно-монтажного управления КШТ, трудился на этой должности с 27.02.1968 до 01.03.1973 года.
С 1973 по 1975 гг. в должности заместителя начальника  Воткинской ГЭС руководил работами по строительству объектов Оренбургского газоперерабатывающего завода. В июле 1973 года под заголовком «Объект требует внимания» в газете «Камский строитель» № 51 помещена статья заместителя начальника «Воткинскгэсстроя» Е. Щербакова о задачах коллектива по сооружению объектов Оренбурского газоперерабатывающего завода.
С 1976 года   занимал   должность главного    инженера СУ-2, в 1978 году назначен начальником СМУ-7.
С 1981 по 1983 гг. являлся директором завода «Стройдеталь».
В 1983 году избран председателем Чайковского горисполкома, работал до окончания срока полномочий.
С 1990 года до выхода на заслуженный отдых работал заместителем начальника  Воткинской  ГЭС по экономическим вопросам. В 1990 году Приказом № 143 от 10 апреля в структуру Управления строительства включена должность - заместитель начальника строительства по экономическим вопросам - им назначен Е.П.Щербаков.
Работал председателем гаражного кооператива «Маяк».
Входил в Совет старейшин при главе Чайковского городского поселения.

Ушёл из жизни в ноябре 2012 года.


Звание «Почетный гражданин города Чайковский» присвоено на основе решения Думы Чайковского городского поселения от 23.05.2007       № 316 за большой личный вклад в строительство и развитие города, заслуги по усовершенствованию промышленных технологий строительной индустрии, высокие организаторские способности.



Альфия ГАБДУШЕВА

Человек в истории города

В 1980-е годы в нашем городе самыми большими темпами в его истории велось строительство жилья. Была выполнена реконструкция водозаборных сооружений, развивалась бытовая газификация. Были построены трамплины, биатлонный комплекс, АТС на 10 тысяч телефонных номеров, областная автомагистраль и сделано ещё многое-многое, что должно было послужить дальнейшему развитию и процветанию города.

Жизнь, можно сказать, кипела, благодаря энтузиазму людей, желавших построить город своей мечты. Особое место среди них занимает Евгений Павлович Щербаков, который с 1983 по 1990 годы работал председателем Чайковского горисполкома.

Привела судьба Евгения Павловича на Урал 8 мая 1960 года. Родился он 18 сентября 1936-го в семье рабочего текстильной фабрики в г. Клинцы Брянской области. Мама занималась детьми и домашним хозяйством. В семье было трое детей: 1936-го, 1937-го и 1941-го годов рождения. Среднюю школу Евгений окончил в 1954 году и поступил в Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина на гидротехнический факультет. Будучи студентом, участвовал в освоении целины в Казахстане. И вот, после получения диплома инженера-строителя гидротехника, Щербаков был направлен на строительство Воткинского гидроузла.

Начинал свою трудовую деятельность Евгений Павлович мастером строительного Управления шлюза “Воткинскгэсстроя". Затем был переведен инженером в Управление «Воткинсгэсстроя», где ему была поручена работа по комплектации гидроузла технологическим оборудованием и гидротехническими металлоконструкциями.

В 1968 году Евгений Павлович стал главным инженером Строительно-монтажного управления КШТ и участвовал во вводе первых производственных мощностей комбината. С 1973 года ему пришлось работать за пределами Чайковского: в должности заместителя начальника «Воткинсгэсстроя» руководил работами по строительству Оренбургского газоперерабатывающего завода, занимался экономическими проблемами строительства Ижевской ТЭЦ-2.

В сентябре 1976 года Щербаков стал главным инженером СУ-2, и ему было поручено строительство жилья и объектов соцкультбыта в Чайковском. Затем, начальником СМУ-7. Евгений Павлович строил Чайковскую ТЭЦ завода СК, первая очередь которой была введена зимой 1978-го. В 1982-м Щербаков был назначен директором завода «Стройдеталь», и он, первый в городе, осваивал ввод новой серии высотных силикацитных домов. А в апреле 1983 года Е. П. Щербаков был избран председателем Чайковского горисполкома.

Многое из воспоминаний Евгения Павловича Щербакова о том, как рос и благоустраивался город Чайковский, уже опубликовано. Но кое-что осталось «за кадром». Например, история о том, как убирались сады-огороды при строительстве объездной дороги от реки Мутнушки до поста ГАИ в направлении села Фок.

Очень важно было освободить от транзитного большегрузного транспорта улицы Вокзальная и Советская. Строительство объездной автомагистрали было заложено в Генеральном плане города. Но была трудность в реализации выбранного проекта. Она заключалась в переносе нескольких десятков садоводческих участков, через которые должна была пройти новая дорога. По словам Евгения Павловича, владельцы огородов «атаковали» его несколько месяцев. Жалобами были завалены не только Пермь, но и Москва. Люди писали, что они строились на этой земле с первого колышка, а им подкладывают «свинью», лишают куска хлеба и т. д. и т. п. Пришлось руководству города приглашать на подмогу специалиста Госстроя РСФСР, так к нему целые делегации приходили прямо в гостиницу!

В конце концов, все владельцы ликвидированных садов-огородов, как и было обещано, получили компенсацию и возможность заниматься своим любимым делом на других участках. Теперь уже практически ни у кого из горожан, в том числе и бывших владельцев снесенных участков, не возникает сомнений в необходимости и правильности выбранного тогда проекта, но, сколько же сил и времени было потрачено на разъяснения и уговоры! Сейчас, кстати, подобная ситуация разворачивается в отношении садоводческого массива № 4, который согласно Генерального плана строительства города, находится на территории, предназначенной для расширения микрорайона Завокзальный. Евгений Павлович Щербаков, выступая в качестве эксперта от общественности на публичных слушаниях по предполагаемому строительству ГСК-2 и ГСК-3, однозначно высказался за перспективность данного проекта. Других площадей для расширения территории города, может быть, и много, но не к каждому подведены коммуникации. То есть, на сегодняшний день освоение именно этого земельного участка дало бы возможность как можно быстрее расселить людей из ветхого жилья.

– Было время, когда чайковцам не хватало огородов, – вспоминает Щербаков. – Поэтому мы добились выделения 364 га земли на Кардаполе, удовлетворив этим заявки работников всех предприятий и организаций города. Благоустраивали Кардапол буквально всем миром. КШТ отвечал за свод леса и подачу электроэнергии на массив, СК обязался подать воду, Воткинсгэсстрой начал строительство дороги второй важнейшей магистрали города (основную часть денег на неё выделил председатель райисполкома Николай Васильевич Беляев). Понадобилось всего около четырёх лет, чтобы на Кардополе с нуля (!) вырос прекрасный садоводческий массив. Но много воды утекло с тех пор, изменилась вся наша жизнь. И жаль, что современные экономические реалии, дороговизна проезда в том число, привели к сегодняшнему положению дел на Кардаполе.

Умение убеждать людей – дано не каждому.

– В Евгении Павловиче, – шутит Давид Фраимович Волк, работавший его замом в горисполкоме, – экономист родился раньше, чем он научился ходить. Щербаков всё доказывает с цифрами на руках. Будь то история с объездной дорогой или, к примеру, сегодняшняя ситуация с повышением цен на хлеб. Откуда? Почему? Докопаться до корней, скрупулезно просчитать все возможные варианты, ориентироваться во всем – отличительная черта Щербакова. И если он убежден в чём-то, то будет гнуть свою линию до конца. Не всем это, конечно, нравилось раньше, и не всех это устраивает сейчас. Стиль руководства Евгения Павловича называли жёстким. Вот, например, вспоминает Д. Ф. Волк:

- Каждая среда в городе была определена как санитарный день. То есть, независимо ни от чего, коллективы предприятий или учреждений обязаны были приводить в порядок закрепленную за ними территорию. И, если случался «прогул», уже на следующий день руководитель провинившейся организации вызывался «на ковер» к Щербакову.

Точно также по партийной линии строго спрашивали и с него. Требовательность Евгения Павловича к подчиненным была доброжелательной, выдержанной и граничила с невероятной самодисциплиной. Рабочий день Евгений Павлович начинал «с петухами», а заканчивал, когда уже было затемно. К нему обращались с проблемами жилья, мест в детских садах, и он старался помочь каждому. Евгений Щербаков прежде всего думал о других, а не о себе. Хотя, будучи председателем горисполкома и номенклатурным партийным работником, наверное, мог бы и о себе подумать. Но никто его упрекнуть в заботе о собственном благополучии не посмеет. Как и в том, что главным в своей работе ом считал конкретные реальные дела, а не слова и отчеты.

Показателен в этом отношении рассказ Щербакова о Ельцине. В первый раз Евгений Павлович увидел будущего российского Президента в Екатеринбурге в 1986 году по телевизору. Екатеринбуржцы от молодого Ельцина были тогда в восторге. По местному телевидению демонстрировали, как Ельцин делает «разносы» продавщицам в продуктовых и промышленных магазинах. В стране тогда, помните, было засилие пустых прилавков. Не было ни мыла, ни чая, ни хлеба. А Борис Николаевич был в то время первым секретарем обкома, по тем временам – величина недосягаемая. Распределение продуктов и товаров мимо обкома не проходило. Поэтому гневные "отчитывания" обыкновенных работников торговли были ничем иным как работой Ельцина на публику. "Показуха” сверху донизу, бездумное охаивание достигнутого в годы социализма, пресмыкание перед всем западным", – с горечью характеризует Евгений Щербаков эпоху Ельцина. Для города Чайковского перестройка и последовавшие за ней события 1990-х годов принесли печальные результаты банкротство «Точмаша», «Стройдетали», «Воткинсгэсстроя», РЭБ флота, разрушение набережной... Но фундамент, который был заложен в основание Чайковского его жителями, позволил городу выстоять.

Сегодняшняя жизнь Евгения Щербакова практически не отличается от жизни других чайковских пенсионеров: живёт он с супругой Раисой Васильевной в «хрущевской» квартире, выращивает овощи-фрукты на садовом участке. По словам Евгения Павловича, его жена была и остается его верным помощником во всех делах. Кстати, Раиса Васильевна – заслуженный строитель, лауреат Государственной премии Совета Министров СССР. Ежегодно Щербаковы встречают дочерей и внуков: старшая дочь, окончив столичный институт химического машиностроения, осталась в Подмосковье. Младшая, получив образование в Московском строительном институте, также живет за пределами Чайковского. Трое внуков учатся в вузах, один работает.

Личных дел, в общем, невпроворот. Но таково уж устройство Щербакова взявшись за какое-либо дело, довести его до конца. Поэтому не может он так просто отойти от городских дел и проблем:

– Сейчас городская власть имеет неплохие задумки для развития будущего, – отмечает Евгений Павлович. – Но, чтобы город развивался, численность его населения росла, и молодёжь оставалась в родном городе, необходимы новые производства и рабочие места. А для этого нужно определиться, какое направление для города станет перспективным. Бессмысленно решать проблему переселения горожан из ветхого жилья за счет вторичного. Надо расширять производства, привлекать на территорию инвесторов и разворачивать капитальное строительство. Там, где есть строители, есть подъём.

Авторитет Евгения Павловича среди земляков – непререкаемый. Находясь на заслуженном отдыхе, он является членом Общественного совета при главе муниципального района, возглавляет комитет по благоустройству в городском совете микрорайона “Парковый’’, работает председателем лодочного кооператива “Маяк”. Его приглашают в качестве эксперта различных социально-экономических Программ, принимаемых как в городе, так и в районе. К его мнению прислушиваются и депутаты Думы» и Земского собрания.

В мае 2007 года решением Думы Чайковского городского поселения Евгению Павловичу Щербакову было присвоено заслуженное знание “Почетный гражданин г. Чайковского”.

// Огни Камы. – 2007. – 25 авг. (№ 198–202). – С. 5. – (Мой город).



Елена ДЕВЕТЬЯРОВА

Книга Почёта пополнится

Комиссия по поощрениям Думы Чайковского городского поселения состоялась 6 февраля. На комиссии были приняты решения включить в повестку дня следующего заседания Думы вопрос о внесении в Книгу Почета Чайковского городского поселения ОАО «Воткинская ГЭС», а также фамилии Николая Ивановича Барябина (посмертно).

Также депутаты доводят до сведения жителей города с целью выявить общественное мнение о ходатайстве от местного отделения КПРФ, а также от Совета ветеранов и Совета микрорайона «Парковый» о присвоении звания «Почетный гражданин г. Чайковского Пермского края» Евгению Павловичу Щербакову.

Евгений Павлович Щербаков родился в 1936 году, был активным строителем нашего города. Живет в Чайковском с 1960 года после окончания Ленинградского политехнического института. Начинал мастером строительного управления Воткинскгэсстроя. Затем работал инженером, заместителем начальника отдела оборудования, главным технологом управления строительства. Руководил СМУ-7 по строительству Чайковской тепловой электроцентрали. Осуществил пуск первых энергоблоков и ряда объектов социально-бытового назначения в г. Чайковском. С 1981 года Е. П. Щербаков работал директором завода «Стройдеталь».

В течение семи лет (с 1983 по 1990 годы) являлся председателем Чайковского горисполкома. При его активном участии были построены объездная областная автомагистраль, автодорога на Кардапол. Выполнены реконструкция водозаборных сооружений и строительство тепловых станций, электрических сетей и трансформаторных подстанций. Были сооружены цветочная оранжерея, трамплины, биатлонный комплекс, АТС на 10 тысяч телефонных номеров.

До ухода на пенсию Евгений Павлович работал заместителем начальника Воткинскгэсстроя по экономическому развитию. Находясь на заслуженном отдыхе, продолжает много делать для развития и становления города. Возглавляет комитет по благоустройству в Совете микрорайоне «Парковый», является членом общественного Совета при главе муниципального района.

Жители города, ходатайствующие о присвоении Е. П. Щербакову звания «Почетный гражданин г. Чайковского», считают, что он достоин его за многолетний труд на благо города и горожан.

Отзывы населения по кандидатуре Е. П. Щербакова, согласно порядку присвоения звания «Почетный гражданин города Чайковского», утверждённого решением Думы городского поселения, принимаются в комиссии Думы по поощрениям до 1 апреля 2007 года. Общественное мнение может быть оформлено в виде подписных листов, писем, протоколов собраний общественности.

// Огни Камы. - 2007. - 16 фев.- С.4.



Он много знает, и до всего ему дело

Евгений Павлович Щербаков. Практически каждый житель города Чайковского, не только старшего поколения, сможет сказать, что если с ним и не знаком лично, то обязательно что-то слышал. А биография у него замечательная.

Родился в сентябре 1936 года на Брянщине в городе Клинцы в семье рабочего текстильной фабрики. Окончил среднюю школу и в 1954 году поступил в Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина, где получил квалификацию инженера-строителя-гидротехника. Будучи ещё студентом, Евгений работал на целинной земле в Казахстане и был награждён знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение целинных земель». В город Чайковский прибыл молодым специалистом по вызову администрации «Воткинскгэсстроя» и был направлен на строительство Воткинского гидроузла.

Трудовую деятельность начал мастером Строительного управления шлюза, затем был переведён инженером в Управление «Воткинскгэсстроя», курировал работу по комплектации гидростанции, водосливной плотины и шлюза технологическим оборудованием и гидротехническими металлоконструкциями.

После ввода в эксплуатацию всех десяти гидроагрегатов и пуска в работу судоходного шлюза работал на возведении объектов Министерства энергетики СССР в составе командированных от «Воткинскгэсстроя» команд в Ижевске и Оренбурге. А в самом Чайковском он принимал участие в строительстве всех промышленных и социально значимых предприятий зарождающейся городской инфраструктуры, например, комбината шёлковых тканей, где отработал восемь лет, с 1964 года до ввода в эксплуатацию всех производственных мощностей, сначала в должности заместителя начальника монтажного отдела и главного технолога ВГЭС, а с 1968 года – главного инженера Строительно-монтажного управления по строительству КШТ.

В 1973 году (Евгений Павлович тогда был уже заместителем начальника «Воткинскгэсстроя») пришлось выехать на строительство Оренбургского газоперерабатывающего завода, затем – Ижевской ТЭЦ-2. После командировок, в 1976 году, вернулся в Чайковский, где ему, главному инженеру Строительно-монтажного управления № 2, было поручено возведение жилья и объектов соцкультбыта в городе. Это была очень важная и ответственная миссия и огромный благодарный труд.

С 1978 года Е. П. Щербаков в качестве начальника СМУ-7 организует строительство Чайковской ТЭЦ. После ввода в эксплуатацию всех трёх турбоагрегатов, в 1981 году, назначен директором завода «Стройдеталь». В 1983 году избран председателем исполкома городского Совета народных депутатов. По окончании сроков полномочий (в 1990 году) и до выхода на пенсию (в 1996 году) снова работал в «Воткинскгэсстрое» – заместителем начальника по экологическим вопросам.

Двенадцать лет Евгений Павлович был бессменным председателем городского лодочного кооператива «Маяк», в котором сосредоточились проблемы и чаяния 2200 владельцев эллингов и автогаражей. Он бился за их относительное благополучие с присущей ему неиссякаемой энергией.

С 2011 года, как выражается сам Евгений Павлович, «он просто общественник».

«Просто общественник» Е. П. Щербаков – член горкома КПРФ, Совета микрорайона «Парковый», член президиума районной ветеранской организации. Ещё и поёт в хоре микрорайона. Всегда участвует (не просто присутствует) в публичных слушаниях, объявляемых по различным вопросам жизни города. Предложения его порой неожиданны, но всегда интересны, потому что он хорошо знает город, любит его, заботится о нём.

Личный кругозор, большие познания в разных сферах жизнедеятельности позволяют ему быть компетентным во многом. Люди рады выслушать мнение ветерана-первостроителя.

Среди наград, которых удостоился Евгений Павлович – медали «Ветеран труда», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», орден «Знак Почёта». Но самым важным и неоспоримым признанием заслуг следует считать присвоение ему в 2007 году звания «Почётный гражданин города Чайковского».

// Беспокойные сердца ветеранов : К 30-летию ветеранского движения в Чайковском районе и городе / ред.-сост. Долбилов Н. В. – Ижевск : Бон Анца, 2011. - С. 206-208.



 

«Смотритель» Маяка

В истории города было много руководителей, но человек, сидящий передо мной, заслужил славу кристально честного градоначальника. Евгений Павлович Щербаков был последним «советским мэром» со своим кодексом чести. Сейчас в это трудно поверить, но он бессменно управлял городом с 1983 по 1990 год, получая скромную зарплату в размере 290 рублей в месяц. Иногда советским чиновникам «подкидывали» премии. От 10 до 50 рублей. Извлекать личную выгоду, используя властные полномочия, считалось постыдным делом, а не нормой жизни...

Я пришел к Евгению Павловичу не за отчетом. Человек интересен в каких-то нормальных своих проявлениях, когда мы забываем о должности и регалиях и видим перед собой обыкновенного живого мужика или женщину, а не «аппарат» для выполнения функциональных обязанностей...

 

ВСЮ ЖИЗНЬ МЕЧТАЛ О ВЕЛОСИПЕДЕ...

«Да, веришь или нет, но именно о велосипеде. А пришлось купить машину. В зиму с 1978-го на 1979-й запустили мы первый энергоблок на нашей ТЭЦ. И сразу – премия от министра энергетики Непорожнего. Денег он, конечно, не дал ни копейки, но директору ТЭЦ и мне как начальнику СМУ-7 да ещё двум человекам, выделил министр по легковому автомобилю. Нам с Вячеславом Михайловичем – персонально, а две другие машины – для работников предприятий: одну на ТЭЦ, другую на наше управление. Всего получается четыре штуки, все они – «Жигули» и все разных моделей, одна дороже другой. И как их делить – непонятно. Сели мы с Потаповым за стол, написали марки автомобилей на бумажках, скатали бумажки в трубочки, трубочки – в шапку. Всё по-честному: Потапов перемешивает, я «банкую». Мы с ним тянем первыми, как положено по приказу. Я только за одно переживаю: как бы из всех машин вытянуть ту, что подешевле. Денег на книжке – тысяча двести рублей. И министерскую «премию» выкупать абсолютно не на что, хотя в любом случае нужно было в долги залезать. Повезло. Вытянул самую дешевую модель – «ВАЗ-013».

ДО СИХ ПОР стыдно...

«Вышел на работу в горисполком, принял бумаги, знамена, стол и стул. В кабинете тепло и сухо, работать можно, да и зарплата на двадцать рублей больше. Начал вникать в дела, знакомиться с подчинёнными. На одном из первых совещаний разбирался пустяковый вопрос по благоустройству. Мелочь какая-то. Вопрос долго мусолили, и я уже не вытерпел. Взял слово. «Советским» языком я тогда говорить не умел, «партийным» тоже. Выразился по-русски. На этом болтовня «вокруг да около» сразу закончилась, и вопрос решился. Потом случайно услышал: «...Понять можно – он же со стройки...». После этого случая освоил нормальный язык, но до сих пор стыдно...».

 

ПРЕМИЯ

«Настоящую премию мы получили всем коллективом горисполкома за первое место в Пермской области по благоустройству города. Это случилось в 1987 или 1988 году. Первое место давали не просто так. Нужно было выполнить в срок свои собственные обязательства, своевременно ввести в эксплуатацию все запланированные объекты соцкультбыта и жилые дома. В общем, показателей было очень много. Плюс ко всему комиссия оценивала и общее впечатление о городе.

Премиальные документы вручал лично председатель облисполкома Виктор Александрович Петров. По тем временам премия была огромной: нам выделили безвозмездно и сверх всяких лимитов один вагон битума и один вагон щебенки для ремонта городских дорог. Весь коллектив администрации был просто счастлив».

При Евгении Павловиче ничего сверхъестественного не возвели, так, какие-то «мелочи». Ни тебе роскошных торговых центров, ни элитных домов, ни «таун-хаусов». При Щербакове строили обыкновенные детские сады, и каждый год в его администрации гражданам нашего города выдавали от 800 до 1000 ордеров на квартиры. При нем построили объездную дорогу, открывшую простым людям возможность получать участки земли на Кардополе, под его руководством «спрямляли» улицу Советскую. Евгению Павловичу не нужны были «телохранители» и пост охраны на первом этаже администрации. Под его началом было всего тридцать чиновников и один на всех автомобиль «Волга». Этого вполне хватало, чтобы управлять строящимся и постоянно растущим городом...

Сейчас он работает председателем гаражного кооператива. «Смотрителю Маяка» не стыдно смотреть в глаза жителям Чайковского, а это – редкое счастье для любого градоначальника...

// Мой город – моя судьба. – Пермь, 2006. – С. 11.




Библиография:
1. Габдушева, А.    Человек в истории города / Альфия Габдушева  // Огни Камы. – 2007. – 25 авг. (№ 198–202). – С. 5. – (Мой город).
2.    "Смотритель" маяка : короткие истории о хороших людях : Евгений Павлович Щербаков // Мой город – моя судьба. – Пермь, 2006. – С. 11.
3. Почетные граждане Чайковского городского поселения.- http://www.chaikovskiy.ru/index.php?dn=article&to=cat&id=2 (дата посещения 02.06.2011).

4. Деветьярова, Елена. Книга Почета пополнится?: [обсуждается кандидатура Евгения Павловича Щербакова; приведена биография] / Деветьярова Елена // Огни Камы. - 2007. - 16 фев.- С.4.

5. Галанов Н. Созидатели : [к 75-летию Щербакова] / Н. Галанов // Огни Камы. - 2011. - 17 сент. (№ 214-218). - С. 15.

6. Светлая память : Евгений Павлович Щербаков : [некролог; строитель; ветеран Воткинскгэсстроя; Почетный гражданин города Чайковского] // Огни Камы. - 2012. - 10 нояб. (№ 262-266). - С. 19.

7. Базуева, Г. В гостях у первостроителей: [выставка "В гостях у первостроителей", посвященная 50-летию города; Назаров М.Н., Щербаков Е.П.] / Г. Базуева // Прикам-Контакт. - 2006. - 29 марта (№ 12). - С. 3.

8. Хамидуллина, Н. Ветераны потребовали конкретики : [горячее водоснабжение; коммунальные услуги] / Хамидуллина Наталья // Огни Камы. - 2009. - 18 июля (№159-163). - С.3.

9. Через тернии к городскому округу : [инициатива группы во главе с Щербаковым - проведение голосования за наделение муниципального образования "Чайковское городское поселение" статусом Городского округа] // Прикам-контакт. - 2010. - 8 дек. (№ 48). - С. 3.

10. Кузнецов, Е. Евгений Щербаков подает в суд на ГУК / Егор Кузнецов // Огни Камы. - 2010. - 13 нояб. (№ 265-269). - С. 5.

11. Андриив, И. "...Облик города зависит от каждого" : интервью главы города / записала Мария Бродская / Игорь Андриив // Огни Камы. - 2011. - 11 июня (№ 129-133). - С. 5.

12. Степанова Н. В память о замечательном человеке : [установлена памятная доска, посвященная почетному гражданину города, первостроителю и ветерану труда Евгению Павловичу Щербакову] / Наталья Степанова // Огни Камы. - 2014. - 9 авг. (№ 181-185). - С. 2.

13. В память о первостроителе : на стене дома № 22 по Приморскому бульвару будет установлена мемориальная доска в честь Почетного гражданина города Чайковского Евгения Павловича Щербакова. Ее открытие запланировано на 12 июня // Частный Интерес. - 2014. - 24 апр. (№ 17). - С. 2.

14. Ефремова, Е. "Парковый" помнит : в память о Евгении Павловичеве Щербакове установлена мемориальная доска на доме № 22 по Приморскому бульвару / Екатерина Ефремова // Частный Интерес. - 2014. - 7 авг. (№ 32). - С. 6.

15. Он много знает, и до всего ему есть дело // Беспокойные сердца ветеранов : К 30-летию ветеранского движения в Чайковском районе и городе / ред.-сост. Долбилов Н. В. – Ижевск : Бон Анца, 2011. - С. 206-208.


 

 

ßíäåêñ.Ìåòðèêà Ðåéòèíã chaiknet.ru