Книги о староверах

История и мировоззрение старообрядцев юго-запада Прикамья 

Saturday, August 29, 2015 11:03:00 PM
... подробнее
 

Чудинова Г. Ино ещё побредём 

Saturday, November 1, 2014 3:04:00 PM

В книгу вошли произведения, написанные Г. В. Чудиновой за десять лет её пребывания в Русской Православной Старообрядческой Церкви. Скачать книгу здесь. Основой книги является повесть “Ино еще побредем”, действие которой охватывает достаточно драматический период в жизни России с 2007-го по 2010-й годы. Герои повести – современные староверы, преодолевающие, как и их предки, всякого рода удары судьбы, испытания и искушения.

... подробнее
 

Старообрядцы Вятского региона 

Posted by chaiklib@permkultura.ru Tuesday, September 16, 2014 3:51:00 PM

ТрушковаОтрывок из книги: Трушкова И. Ю. Традиционная культура русского населения вятского региона в 19-20 вв.: (Система жизнеобеспечения). - Киров, 2003. - 563 с.

Содержание: Старообрядчество; Молитва в доме; Книги; Духовные стихи; Трудничество в быту, работе.

... подробнее
 

Старообрядчество Урала 

Saturday, August 16, 2014 1:12:00 PM

Боровик Ю. В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох : 1905-1927 : автореферат диссертации.

скачать автореферат можно здесь
В данной работе подробно освещается литература о старообрядцах в России, включая авторов изучающих старообрядческий мир Пермского края.

... подробнее
 

РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ. Старообрядцы – историко-этнографическая группа русских, сформировавшаяся в результате церковной реформы, проведённой патриархом Никоном в середине 17 в. Основу старообрядческого движения составили те, кто не принял церковной реформы. В настоящее время старообрядчество не едино, а включает несколько церковных организаций, согласий и групп не только в России, но и за её пределами. Исторически разделилось на множество различных ответвлений – согласий. Произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленых священников, получили название беспоповцев. Старообрядцы, которые принимали беглых попов, а позднее и создали свои церковные иерархии, получили название поповцев. В силу изоляционистских традиций старообрядцы сохранили многие архаичные черты традиционной культуры. Неслучайно старообрядчество, сохранившее книжность и яркие самобытные черты традиционной культуры, всегда привлекало пристальное внимание исследователей – археографов, этнографов, лингвистов, фольклористов, историков. Средний Урал и Прикамье – один из регионов со значительным числом старообрядческого населения. По числу старообрядчества Перм. губ. в 19 в. занимала одно из первых мест в России. Очаги старообрядчества в регионе в основном сложились в тех районах, заселение которых происходило с конца 17 и в 18 в.; значительное число сторонников «старой веры» проживало и на уральских горных заводах. Во второй половине 17 в. старообрядцы появляются на Урале в основном с Поморья и сев. областей России, в начале 18 в. отмечается приток старообрядцев с р. Керженец.
На территории Перм. края распространены несколько старообрядческих согласий. Одним из самых многочисленных перм. старообрядчеств являются старообрядцы часовенные. До начала 19 в. они были поповцами, но в итоге гонений на старообрядцев оказались без священников и постепенно фактически стали беспоповцами. Наиболее крупные очаги расселения часовенных старообрядцев были в Обвинском поречье (Ильинский, Нытвенский, Верещагинский, Очёрский р-ны), юго-зап. Прикамье (Чайковский, Еловский, Куединский р-ны), в Лысьвенском и Чусовском р-нах. В начале 21 в. активные очаги часовенных известны в г. Перми, в Лысьвенском, Чайковском и Куединском р-нах.
Поморское согласие – в настоящее время одно из самых многочисленных согласий беспоповцев – своё происхождение ведёт от отцов Соловецкого монастыря и Выговской пустыни. Современное офиц. название – Древлеправославная Поморская Церковь; центр – в г. Москве. Наиболее крупный ареал расселения старообрядцев беспоповского поморского согласия – в Верхокамье: Сивинский, Верещагинский, Очёрский р-ны. Общины поморцев есть также в г. Перми, в Чернушинском и Куединском р-нах; отдельные крупные поморские центры сформировались в заводских поселениях (в сёлах Курашим, Калинино, Бым Перм. и Кунгурского р-нов).
Почти во всех районах Прикамья были известны и старообрядцы – поповцы белокриницкого согласия (офиц. название - Древлеправославная старообрядческая церковь; центр в г. Москве). Оформление церковной иерархии произошло в 1846 г. в с. Белая Криница (Австрийская империя), где была основана иерархия во главе с обращённым в старообрядческую веру босно-сараевским епископом Амвросием. Однако нового епископа приняли далеко не все старообрядцы, что послужило причиной очередного разделения поповцев на несколько согласий. До создания своей иерархии принимали беглых попов. В нач. 21 в. на территории Перм. края находится несколько приходов Уральской епархии Древлеправославной старообрядческой церкви: в г. Верещагино и в Верещагинском р-не, в гг. Очёре, Кудымкаре, Перми, Чайковском.
В Сев. Прикамье сохраняются общины беглопоповского старообрядческого согласия (г. Соликамск, Красновишерский р-н). Создание своей иерархии относится к 1920-м гг. Офиц. название – Русская древлеправославная церковь, центр – г. Новозыбков Брянской обл.
В прошлом были известны и др. старообрядческие согласия. В Прикамье старообрядчество получило распространение в среде не только русских, но и коми-пермяков. В сев. районах Коми-Пермяцкого автономного окр. были общины старообрядцев поморского и белокриницкого согласий, в Красновишерском р-не среди язьвинских пермяков – беглопоповское.

А. В. Черных http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803972154

Книги, посвящённые старообрядчеству и представленные в фондах наших библиотек:

Старообрядческий мир Волго-Камья : проблемы комплексного изучения: материалы научной конференции / ред. колл. Г.Н.Чагин, А.В.Черных, А.В.Шилов. - Пермь : Пермский университет, 2001. - 282 с. 

Содержание: 1.Поздеева И.В. Книга-личность-инструменты воспроизводства традиционной культуры (30 лет изучения старобрядческих общин Верхокамья). 2. Чагин Г.Н. Крестьянская семья Верхокамья в конце 18-первой четверти 20 в. 3. Макаров Л.Д. Погребальный обряд старообрядцев Верхокамья (по археологическим материалам и этнографическим параллелям). 4. Куликова И.С. Память смерти. Размышления староверов-беспоповцев Верхокамья (фрагменты встреч 1995-2001 гг.). 5. Литвина Н.В. Состав, содержание, значение видеонарративных источников о Е.А.Чадовой. 6. Пушков В.П. Новые массовые источники о современном положении старообрядческих деревень Верхокамья. 1990-е гг. 7. Шилов А.В. Отчеты о состоянии раскола в Пермской епархии как источник по истории старообрядчества (по материалам РГИА). 8. Сморгунова Е.М. Старец Никита Семенович и догматика бегунства (по рукописям пермской коллекции МГУ). 9. Волгирева Г.П. Исихастские традиции в старообрядческих рукописях Прикамья. 10. Черных А.В. Старообрядчество южных районов Пермской области в контексте этнокультурной истории. 11. Смирнов Е.Б. Из истории пермских старообрядцев. 12. Титлянов В.В. Старообрядчество и воровские деньги. 13. Семибратов В.К. Подвижник вятских старообрядцев А.А.Гребнев в контексте российской истории и культуры конца 19-первой трети 20 в. 14. Орлов А.Н. Вятские старообрядцы в начале 21 в. 15. Трушкова И.Ю. Этнопедагогика в культуре старообрядцев Вятского региона. 16. Данилко Е.С. Отношение к браку и некоторые особенности свадебного обряда у южно-уральских старообрядцев. 17. Черных А.В. Традиционный костюм старообрялческого населения юго-западного Прикамья в конце 19-20 в. 18. Золотарева К.А., Лихачева Л.А. Традиционный комплекс женской олежды старообрядцев Красногорского района Удмуртии. 19. Волкова Т.Ф. К вопросу о культурных контактах старообрядцев низовой Печоры и Чердынского края. 20. Чувьюров А.А. Социальныо-хозяйственная деятельность старообрядческих общин коми Верхней и Средней Печоры. 21. Приль Л.Н. Из земли Пермской в Сибирь с идеей самодостаточности. 22. Аргудяева Ю.В. Старообрядцы Волго-Камья и Урала на Дальнем Востоке (середина 19-20 в.). 

Традиционная культура Пермской земли : к 180-летию полевой археографии в Московском ун-те, 30-летию комплексных исследований Верхокамья. Вып.6 : Мир старообрядчества / отв.ред.И.В.Поздеева. - Ярославль : Ремдер, 2005. - 480 с. : ил.

История старообрядческой церкви : крат.очерк. - М. : [б.и.], 1991. - 40 с. - (Библиотека журнала "Церковь").

Афонькин, С.Ю. Религии мира : шк. путеводитель / С. Ю. Афонькин ; ил. М.Н.Борисова, Н.Ю.Лаврухина, Т.В.Канивец. - СПб. : БКК, 2010. - 96 с. : ил. - (Узнай мир).

Чудинова, Г. Рассказы о староверах / Чудинова Галина. - Пермь : Печатник, 2010. - 80 с.

Соколов, А.Н. (Митрофорный протоирей). Православная Церковь и старообрядчество / Соколов Александр Николаевич ; рец. Ф.А. Селезнев, Д.Ю.Кривцов; ил. А.Н.Соколов и др. - Н.Новгород : Кварц, 2012. - 432 с. : ил.

Чудинова, Г.В. Ино еще побредем / Чудинова Галина . - Пермь : Печатник, 2013. - 196 c/

Дополнительная литература:

А. П. Обозрение пермского раскола, так называемого старообрядчества. 1863 скачать книгу здесь

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество в двух томах скачать книгу здесь

Катунский А.Е. Старообрядчество (Современные религии) - 1972 скачать книгу здесь

ßíäåêñ.Ìåòðèêà Ðåéòèíã chaiknet.ru