Радкевич Владимир Ильич

ЗАГАДКИ ПОСЛЕДНЕГО «ПРОСТИ»

(к биографии пермского поэта Владимира Радкевича)

Бедерман В. Г.
руководитель литературно-драматургической части
Чайковского театра драмы и комедии

 

В статье освещаются неизвестные страницы биографии «первого поэта советского Прикамья» Владимира Ильича Радкевича (1927 – 1987): следы его пребывания в первой «южной» ссылке в Фокинском районе в 1951 – 1954 гг. и её причины, методы конспирации в условиях сталинской опричины в селе Сайгатка, публикуются отрывки из малоизвестных стихов поэта.  

18 июня 1987 года часть тиража газеты «Огни Камы» №73 вышла в подарочном варианте. Она полностью была посвящена закрытию и подведению итогов IV фестиваля музыкального искусства детей и юношества Пермской области. Каждую полосу открывали лозунги, заимствованные из текстов пионерских песен тех лет: «Обнимаем планету своим хороводом!», «Наша Родина – Революция! Ей, единственной, мы верны!». Сине-голубые тексты корреспонденций короновали ярко красные звонкие заголовки: «Победители», «Всё шире круг друзей», «Труба зовёт», «Сладкие грёзы» и другие. На последней, четвёртой странице газеты было помещено стихотворение, ещё больше поднимающее дух праздничного номера газеты.

Приводим его полный текст:

Чайковский, город ласковый на Каме!
Прислушайся, как счастьем наделя,
Нас детскими живыми голосами
Приветствует Прикамская земля!
Здесь все равны. Здесь – сёстры все и братья,
И дружат с песней с детства навсегда.
Нас музыка берёт в свои объятья
Мелодиями мира и труда.
И нету этой музыки чудесней!
Сердца у пионеров горячи:
На фестивале их мечты и песни
Встречаются, как солнышка лучи.
Встречаются, как на лугах – соцветья,
Как с первым утром – мирная заря,
Как с Родиной – семидесятилетье
Бессмертного, как Ленин, Октября!
В грядущий век идти дорогой верной
Нас ленинская партия зовёт:
Ей посвятим и труд наш пионерский,
И нашей песни пионерский слёт!

Это стихотворение принадлежит замечательному пермскому поэту Владимиру Ильичу Радкевичу. Он написал его по заказу прозаика члена Союза писателей СССР Геннадия Николаевича Солодникова, заведовавшего в то время отделом писем редакции газеты «Огни Камы» и руководившего литературным объединением при этом печатном органе в сезон осени 1987 – лета 1988 года. Уральский писатель надеялся, что текст Радкевича будет положен на музыку и станет гимном последующих фестивалей. И не безосновательно. В Чайковском 80-е годы прошлого столетия отметились песенным бумом. В этом жанре вокальной музыки работали чайковские композиторы-любители Николай Барябин, Вадим Бедерман, Борис Беккер, Виктор Журавлёв, Евгений Карманов и Ильдар Шафигуллин.   

Место и дату создания стихотворения – «Пермь. 6 июня 1987 года» – в «Огнях Камы» объявил сам Г. Н. Солодников по штемпелю Пермского главпочтамта на конверте с письмом. Лишь одно омрачало общий тон всего праздничного номера газеты: имя автора этих строк – Владимира Ильича Радкевича – было обведено в траурную рамку. Замечательный пермский поэт ушёл в мир иной 7 июня 1987 года, то есть, через день после отправления письма сего последним поэтическим опусом в честь IV фестиваля музыкального искусства детей и юношества Пермской области.

Казалось, стихотворение Радкевича «Чайковский, город ласковый на Каме!», причислив его к «дежурным», писанным «по случаю», можно было бы оставить без внимания. Однако его художественная ценность велика. «Меня всегда поражало природное умение Радкевича привносить сердечность даже в праздничные газетные стихи, – констатировал пермский писатель Лев Иванович Давыдычев, друг поэта. – Уж как только не потешались фельетонисты и пародисты по поводу так называемых дежурных произведений для газет! Но я со всей ответственностью утверждаю, что ни в одной строке Радкевича – от напечатанных на первой полосе, от реклам для «Союзпечати» до самых сокровенных стихов – не найти и запаха равнодушия, ремесленничества»[2]

Трогательно, что свой последний опус поэт посвятил не малой родине – городу Белый Смоленской области, где 24 апреля 1927 года Владимир Ильич Радкевич родился. И не Ржеву, где он начал учиться, не башкирскому селу Шарап, среднюю школу в котором он окончил, в эвакуации. И даже не Перми Великой, где в 1949 году Радкевич успешно окончил Молотовский (Пермский) историко-филологический факультет государственного университета. И чьё книжное издательство при жизни поэта дали жизнь его девяти лирическим сборникам: «Добрый путь» (1951), «Разговор о счастье» (1955), и «Просека к солнцу» (1958), «Под звёздами» (1964), «Уральская лирика» (1968) и «Камский мост» (1972), «Избранное», «Стихи разных лет» (1981), «Равновесие» (1984) и «Приближение к Уралу» (1987). Именно в пермской писательской организации в 1959 году Владимир Ильич был принят в члены Союза писателей СССР.

Стихотворение Владимира Радкевича «Чайковский, город ласковый на Каме!» – это его последнее «прости» нашей земле, нашей молодёжи. В статье «Стихотворные экспромты Владимира Радкевича» Вера Евгеньевна Кайгородова, кандидат филологических наук, доцент кафедры новейшей русской литературы Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, свидетельствовала: «Уже несколько лет шестидесятилетний литератор, ранее признаваемый первым поэтом Прикамья, пребывает в творческом кризисе, почти не пишет и не публикует стихов»[3]. А чайковский фестиваль Радкевича-поэта всё-таки вдохновил! И далеко не случайно, если… внимательно всмотреться в два «белых пятна» в его официальной трудовой биографии.

Широко известно, что после окончания университета В. И. Радкевич работал инспектором отдела культуры, затем – корреспондентом комитета радиовещания  Пермского облисполкома. Но только до июня 1951 года. А в 1955-м Владимир Ильич – уже литсотрудник редакции многотиражной газеты «Лесник Прикамья». Краткие биографические сведения о поэте, помещённые на обороте титульных листов ряда его лирических сборников, лишь отчасти заполняют этот четырёхлетний «пробел»: «заведовал сельским клубом» («Под звёздами», «Равновесие», «Приближение к Уралу» и др.).

Отставлены стулья в сторонку.
И первой, раздвинув подруг,
В дешёвеньких клипсах девчонка
Влетает в раздавшийся круг…
Парней разжигает припевкой,
А взгляд и лукав, и лучист.
            – Вот девка! Ведь чёрт, а не девка! –
Бывалый твердит баянист.

Эти строки стихотворения «В клубе сегодня танцы» и сегодня подкупают искренностью и точной детализацией. Конечно, они могут принадлежать только поэту – заведующему клубом, а не инспектору облисполкома! Административная подчинённость самого же культурно-просветительного учреждения упорно умалчивается. Лишь фонд р-1734 Государственного архива Пермской области (края) «Писатели Пермской области» уточняет: с середины 1951 – до конца 1954 гг. В. И. Радкевич заведовал сельским клубом Фокинского района.

Внезапный сход Радкевича вниз по карьерной лестнице от инспектора отдела культуры облисполкома до заведующего сельским клубом сейчас уже никого не удивляет. Не секрет, что ещё в студенческие годы молодой поэт получил широкую известность как сочинитель дружеских стихотворных шаржей и едких эпиграмм. Этот жанр он практиковал до конца своей жизни. «Первый поэт советского Прикамья, – пишет Вера Кайгородова в уже упомянутой статье, – был и автором не предназначенных для печати стихов, в которых он предстаёт и смелым обличителем провинциальной партийной элиты, и остроумным комментатором общесоюзных литературных событий, нелицеприятно высказывающимся о признанных авторитетах»[3].

К примеру, русский советский писатель Николай Матвеевич Грибачёв, будучи Председателем Верховного Совета РСФСР, в 1971 – 1973 годах успешно «продавил» в издательстве «Художественная литература» публикацию пятитомного собрания своих сочинений. Этому «общесоюзному событию» Радкевич посвятил такие строки, обыграв созвучие однокоренных фамилий Грибачёв – Грибоедов:

Я труды твои отведал,
Прочитал твои тома,
Вижу, ты не Грибоедов,
Горе есть. Но нет ума.

Своими экспромтами Радкевич веселил друзей по телефону. Как правило, миниатюры передавались из уст в уста, записывались и «самиздатовски» тиражировались. Какие эпиграммы легли на стол власть придержавших, установить невозможно. Тем не менее, по настоянию начальства поэта дважды ссылали в глухие южные районы Пермской области. «На исправление», – иронично добавил в нашем телефонном разговоре пермский поэт Фёдор Сергеевич Востриков, который не без гордости считает себя учеником Радкевича.

Поэтические «следы» пребывания Владимира Ильича в Фокинском районе обнаруживаются во втором его лирическом сборнике «Разговор о счастье». В стихотворении «В дороге» молодой специалист, проезжая хиреющую деревню, увидел: «У дороги сбивая вехи // Низовым ветерком с реки, // Покосивши на крышах стрехи, // Пошатнув у дверей косяки». И у него с возницей завязался такой диалог.

Спутник мне говорил, кивая
На такой позабытый кров:
 – Здесь деревня была большая
Что-то около ста дворов.
А теперь стало меньше вдвое:
Кто подался в «район» к родным,
Кто уехал в село другое,
Кто домой не пришёл с войны.
 – Электричество есть ли?
                                          – Нету…
(А на улице ни души).
Не хотел я писать про это,
Но мне совесть твердит: – Пиши!
Мы столбы в той деревне вроем,
Проводами прорежем лес,
Ведь для этого мы и строим
Лишь на Каме вторую ГЭС!  

В этих строках Радкевича есть два характерных признака административной принадлежности некого села, расположенного на берегу Камы и обдуваемого зимним «низовым ветерком с реки». Такой населённый пункт мог быть только в Фокинском (Чайковском) районе, а не в Пермском. В противном случае, покидая село, «кто-то подался» бы в областной центр, а не «в «район» к родным», то есть – в Фоки. И главное: вторая по счёту ГЭС на Каме, упомянутая поэтом, – это Воткинская. Первая же – Камская, под Пермью, была введена в эксплуатацию в 1954 году.

Скорее всего, речь идёт о Сайгатке. Об этом свидетельствует стихотворение «Площадь пуста» из вышеупомянутого сборника. В нём лирический герой встречает в Москве своего бывшего однокурсника, нашедшего тёпленькое креслице в неком столичном Главке. Горьким упрёком звучат строки воображаемого монолога лирического героя к тому, кто забыл и свою малую родину, и возлюбленную.

Ну, понятно, – тебе
         полюбилась родная столица,
Здесь театры, метро,
         здесь в удобной квартире живёшь.
Только что ж ты забыл
         как твоя колосилась пшеница,
Как в поклоне земном
пред тобою склонялася рожь…
Есть хорошая девушка
         в новом посёлке на Каме,
Я там летом бываю
         и к ней иногда захожу.
Писем ждёт от тебя
и сидит у окна вечерами…

О том, что «новый посёлок на Каме» будет, сельчане узнали ещё весной 1954 года, с прибытием в Сайгатку первых отрядов строителей различных специальностей. То есть, где-то в период написания стихотворения «Площадь пуста». У Радкевича он, понятно, безымянный. Ведь посёлок строителей Воткинской ГЭС впервые нарекут «Чайковским» лишь в январе 1956 года, когда Владимир Ильич год как возвратится в Пермь. А через месяц, 2 февраля название закрепится решением Молотовского областного исполнительного комитета. Затем – Указом Президиума Верховного Совета РСФСР №372/3 от 5 апреля 1956 года.

А конкретно, какого населённого пункта? – Официальные документы, хранящиеся в архивном отделе администрации Чайковского муниципального района, ещё больше усложняют этот ребус. В 1951–1954 годах на территории работали один районный дом культуры – в Фоках и восемь сельских клубов: Альняшинский, Дубовской, Завод-Михайловский, Кемульский, Маракушинский, Сосновский и Степановский. Лишь один, Сайгатский клуб был в селе, как охарактеризовал его Радкевич, обдуваемом «низовым ветерком с реки». Кроме избы-читальни, в здании клуба располагался зрительный зал на 70 мест, комната для культурно-массовой работы и одно подсобное помещение. В беседах с Виктором Николаевичем Дворником (1936–2008), заведующим отделом сельского хозяйства газеты «Огни Камы», когда речь заходила о Радкевиче, то журналист называл его «сайгатским избачём».  

Однако фамилия поэта не встречается ни в «Книгах приказов по Фокинскому районному отделу культуры приёма, увольнения рабочих и служащих» 1951–1955 годов, ни в «Штатных расписаниях» и «Расчётных ведомостях на выдачу заработной платы рабочим и служащим» исследуемого периода. С другой стороны, смена заведующих сельскими клубами на разных основаниях производилась в среднем с частотой два раза в четырёхлетие. Лишь Сайгатский сельский клуб, числящийся «на хорошем счету», в 1951–1952 и 1954 годах возглавляло семь руководителей (!): Тамара Гурьяновна Ступалова, Сергей Семёнович Порсев, Маргарита Аркадьевна Митрошина, Борис Тимофеевич Думинов, Владимир Николаевич Богородский, Александра Семёновна Макшакова и Мария Ивановна Кочкина (Иванова). Этот список пополнился, если бы в архивном отделе администрации Чайковского муниципального района существовала соответствующая документация 1953 года, которая не была сдана на хранение по неизвестным причинам.

Любопытен один случай. Приказом по Фокинскому районному отделу культуры №22 от 23 мая 1952 года на должность заведующего Сайгатским сельским клубом был назначен В. Н. Богородский. Следующий же приказ №23 от 5 июля 1952 года полностью отменил предыдущий. Но, согласно расчётным ведомостям, заработную плату за проработанные полтора месяца заведующий клубом получил. В то время переплаты у работника изымались в обязательном порядке на основании соответствующего приказа.

Почему В. Н. Богородский стал исключением? Кому, в самом деле, предназначалась зарплата за заведование клубом? Возможно, таким образом, поэта Радкевича «прятали» от сталинской опричины? Видимо, Владимиру Ильичу пришлось не сладко в наших краях, если он оба стихотворения фокинского периода «В дороге» и «Площадь пуста» впоследствии не включил ни в один свой поэтический сборник…   

Косвенное подтверждение тому – похожие методы «конспирации» в его второй «южной ссылке» конца хрущёвской «оттепели».Только более «прозрачные»: 12 ноября 1965 года Владимир Радкевич был принят в редакцию Октябрьской районной газеты «Вперёд» на должность… шофёра. А в действительности блестящий поэт-сатирик работал корреспондентом.  

Свидетельствует пермский прозаик член Союза писателей России Иван Петрович Гурин, в 1975–1990 годах прошлого века – редактор Чернушинской газеты «Маяк  Приуралья»:

– Владимир Радкевич в 1965 году вынужден был уехать на юг области, в посёлок Октябрьский. «Ссылка» длилась всего 49 дней… Районная газета «Вперёд» с появлением поэта стала намного острей, злободневней. 9 декабря Владимир Радкевич под своей фамилией публикует басню «Лесная быль», в которой, следуя законам жанра, выводит под именем Волка, Лисы и других зверей начальника Ольховского лесопункта, председателя цехкома и секретаря парткома. Ниже басни редакция назвала истинные имена действующих лиц… Начальство взбеленилось. В лесопункте и в Щучье-Озёрском леспромхозе только и разговоров было о басне Радкевича. Ещё долго его басню читали в клубах Октябрьского района во время концертов[1].

И не только. Во второй половине 70-х годов прошлого века «Лесная быль» Радкевича дошагала и до города Чайковский. «Эту басню про Волка, Лису и Зайца слышала в исполнении чтецов художественной самодеятельности Дома культуры «Речники», – вспоминает Людмила Алексеевна Чиркова, в то время – повар теплохода-толкача ОТА–866, а ныне – инженер по содержанию здания Чайковского театра драмы и комедии…

Несмотря на независимый, своенравный характер, недюжинное творчество «первого поэта советского Прикамья»обойти вниманием было просто невозможно! Громкие салюты в его честь прогремели под занавес жизни – насыщенной, тревожной. И, к сожалению, довольно короткой! В 1977 году Владимир Ильич Радкевич был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1986 году удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», а в 1987-м награждён орденом «Дружбы народов». Но главная ему награда – неувядающая благодарность широкого читателя, которую ёмко выразил поэт Фёдор Востриков: 

Он жил взахлёб. И днём, и ночью
Себя в стихах сжигал дотла.
И проступали между строчек
Искринки света и тепла.
Его теплом, как отчим кровом,
Мы жили, веря и любя.
Добром и совестливым словом
Лечил он всех, но не себя…

В следующем, 2017 году Владимиру Ильичу Радкевичу исполнится 90 лет. И пришло время увековечить память о нём в нашем городе, назвав славным именем поэта городскую централизованную библиотечную систему.  

Литература:

  • Гурин И. Южная «ссылка» Радкевича / Иван Гурин // Звезда. – 2003. – 13 июня.
  • Давыдычев Л. Доброе сердце поэта. О Владимире Радкевиче/ Лев Давыдычев// Радкевич В. И. Вечность нас пригласила в гости : стихи / сост. В. Ф. Востриков. – Пермь: Маматов, 2007. – С. 6-15.
  • Кайгородова В. Е. Стихотворные экспромты Владимира Радкевича / Кайгородова Вера Евгеньевна // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2015. – Вып. 1 (29). – С. 119-125.
  • Радкевич В. И. В клубе сегодня танцы / Радкевич Владимир Ильич // Зеница ока : стихи поэтов Прикамья / ред. Н. Гашева. – Пермь : Пермское кн. изд., 1985. – С. 124.
  • Радкевич В. И. Вечность нас пригласила в гости : стихи / Радкевич Владимир Ильич ; сост. Ф. С. Востриков ; ред. Е. В. Воронянская ; оформл. Л. Г. Шадрина. – Пермь : Маматов, 2007. – 352 с. : ил. – (Библиотека Пермской поэзии).
  • Радкевич В. И. Избранное : стихи / Радкевич Владимир Ильич ; вступ. ст. Л. Давыдычева ; худож. В. Кадочников. – Пермь : Перм. кн. изд-во, 1977. – 188 с. : 1 л. портр.
  • Радкевич В. И. Камский мост : стихи / Радкевич Владимир Ильич ; худож. Р. Пономарёв. – Пермь : Перм. кн. изд-во, 1972. – 140 с. : ил.; кн.-малютка.
  • Радкевич В. И. Под звёздами: лирика / Радкевич Владимир Ильич. – Пермь: Перм. кн. изд-во, 1964. – 80 с.
  • Радкевич В. И. Приближение к Уралу : стихи / Радкевич Владимир Ильич ; худож. А. Амирханов; рец. А. Решетов. – Пермь : Перм. кн. изд-во, 1987. – 219 с.
  • Радкевич В. И. Равновесие : стихи / Радкевич Владимир Ильич ; рец. Н. Вагин, А. Решетов ; ред. Н. Гашева ; худож. В. Кадочников. – Пермь : Перм. кн. изд-во, 1984. – 112 с. : ил.
  • Радкевич В. И. Разговор о счастье : стихи / Радкевич Владимир Ильич ; худож. Д. Л. Зайдман ; рец. А. Решетов. – Молотов : Молотов. кн. изд-во, 1955. – 100 с.
  • Радкевич В. И. Стихи разных лет / Радкевич Владимир Ильич. – Пермь : Перм. кн. изд-во, 1981. – 122 с. : 1 л. портр.
  • Радкевич В. И. Уральская лирика : стихи / Радкевич Владимир Ильич ; худож. Е. И. Нестеров. – Пермь : Перм. кн. изд-во, 1968. – 168 с. : 1 л. портр.
  • Радкевич В. И. Уральская лирика : стихи / Радкевич Владимир Ильич; худож. В. Мокин. – М. : Мол. гвардия, 1982. – 95 с. : ил.
  • Радкевич В. И. Чайковский, город ласковый на Каме! : стихи / Радкевич Владимир Ильич // Огни Камы. – 1987. - 18 июня (№ 73).
  • Фонд № 28, описи 1–2 «Отдела культуры исполкома Фокинского районного Совета депутатов трудящихся». Архивный отдел администрации Чайковского муниципального района.
  • Фонд № 38, опись 3, дела №№ 46–51, 63. «Похозяйственные книги д. Сайгатка» №№ 1 – 5, 17–18, 21 (1949 – 1951 гг.). Архивный отдел администрации Чайковского муниципального района.
  • Фонд № 38, опись 3, дела №№ 65–92 «Похозяйственные книги д. Сайгатка» №№ 1–8 (1952 – 1954 гг.). Архивный отдел администрации Чайковского муниципального района.

 

 

 

 

 

 

ßíäåêñ.Ìåòðèêà Ðåéòèíã chaiknet.ru