Памятники археологии

К Памятникам археологии относятся все материальные остатки деятельности человека, найденные при раскопках; главные из них - поселения, погребения (могильники) и святилища.
В поселениях выделяют неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового веков.
Термин "стоянка" очень условен. Сейчас он вытесняется понятием "поселение".
Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения - мегалитические погребения (мегалит - от др.-греч. "мегас" - большой, "литое" - камень), т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены, менгиры и т.д. Самые известные из гробниц - пирамиды. На территории нашей страны пирамиды строили из дерева и земли. От них сохранились лишь насыпи - курганы. Погребения говорят о возрасте умерших, а следовательно, и о средней продолжительности жизни человека, об образе его жизни, о том, чем он питался. Рост, время полового созревания, брачный возраст, внешний вид и многое другое специалисты могут определить, не имея даже полного скелета.
Погребения, а в особенности обряд захоронения, свидетельствуют о религиозных воззрениях, верованиях, мировоззрении соплеменников умершего.

Памятники археологии Чайковского района:

№ п/п Наименование памятника значение датировка Местоположение
1  Сайгатский могильник  федеральный 4-6 в. н.э. Бывшая д. Сайгатка, на левом берегу Камы, в километре к югу от села, в верхней части склона северного отлога оврага Рогалиха
2  Зипуново I, селище  региональный, краевой II тыс. до н.э. Северо-западная окраина д.Зипуново, правый берег р.Буренка
3 Ольховка, поселение региональный, муниципальный   Центральная часть с. Ольховка
4 Ольховское I, городище  региональный, краевой I-нач. II тыс. н.э. Северо-восточная окраина с. Ольховка, на высоком берегу реки Кама, между Ольховкой и бывшей пристанью Сайгатка
5 Ольховское II, городище  региональный, краевой I-нач. II тыс. н.э.  0,2 км к востоку от с. Ольховка, на левом берегу р. Кама, на высокой окраине села Ольховка в 300 метрах от реки Кама, там, где у подножья запущенного склона протекает ручей Ольховка
6 Ольховское III, городище  региональный   Восточная окраина с. Ольховка
7 Рогалихинское городище  региональный, краевой кон. I тыс. н.э.  Юго-западная окраина г. Чайковский, левый берег р.Кама
8 Усть-Букорок, городище  региональный, краевой V тыс. до н.э. - II тыс. н.э. Северо-западная окраина д. Русалевка Фокинской с/а, левый берег р. Сайгатка, устье р.Букорок
9 Чернушка, поселение  региональный, краевой I I I тыс. до н.э.-II тыс. н.э. д. Чернушка Ольховской с/а, левый берег р,Кама
10 Красное плотбище, поселение региональный, краевой энеол., жел.в., IV тыс. до н.э. – сер. I тыс. н.э. Южная окраина кордона Красное Плотбище Ольховской с/а.
11 Мутнушка, селище региональный, муниципальный   Южная окраина г. Чайковского
12 Сайгатка, городище региональный, муниципальный III - V века н. э. Южная окраина г. Чайковского, в 1,0 км от бывшей деревни Сайгатка

      

Ольховское III, городище находится в трёх километрах к юго-востоку от деревни в местечке "Чукщины ряды". Площадка занимает длинную стрелку, вытянутую с севера на юг и ограниченную глубокими оврагами. Длина площадки 230 метров, наибольшая ширина 80 метров. С южной стороны она окаймлена тремя рядами валов и рвом длиною до 90 метров. В центральной части - два внутренних вала, разрушенных при рытье котлована. С северной стороны площадка ограничена ещё одним валом, длиной 25 и высотой 3 метра, рвом до 9 метров ширины. Поверхность площадки задернована и в большинстве покрыта лесами. Культурный слой у южных валов достигает метра. В нём много керамики и костей.

Красное плотбище, поселение Находится на краю террасы левого берега реки Кама в 4 километрах юго-восточнее д. Чернушки у лесного кордона. Открыта В. А. Могильниковым в 1954 году, раскопки велись В. П. Денисовым в 1969-1975 гг. Обнаружены полуземляные прямоугольные жилища турбинской культуры эпохи бронзы (9х8 метров) очаги и хозяйственные ямы, а также несколько разрушенных погребений с металлическими вещами турбинского типа (II тысячелетие до н. э.). Найден богатый вещественный материал эпохи неолита и бронзы - кремневые и каменные шлифованные орудия труда, наконечники стрел, а также обломки глиняной посуды железного века. Поселение является самым южным в Пермском крае многослойным памятником.

Сайгатка, городище  Находится на левом высоком берегу р. Кама на мысе высотой 75 метров, в километре к юго-востоку от села. Площадка овальной формы размером 2300 кв. м. приподнята над окружающей местностью и обрывается с северо-востока и юга уступами до 1 метра высотой, которая и представляла, очевидно, в древности укрепление. Вал разрушен. Площадь городища 4,5 тысячи метров. Культурный слой тонкий и содержит небольшое число обломков посуды и костей животных. Открыто в 1954 году В. Л. Могильниковым. В 1966 году разведочные раскопки проведены Н. Б. Поповой. В культурном слое (60-80 см.) найдены обломки керамики мазунинской культуры III - V века н. э.

Изучение данных памятников проходило под эгидой областного музея и кабинета археологии при Пермском гос. университете. Было организовано две исследовательских партии: одна под руководством В. П. Денисова, вторая - Н. Б. Поповой. Археологам помогали в работе школьники города.

СТАТЬИ В МЕСТНОЙ ПЕРИОДИКЕ:

Мельничук А. Ф., старший преподаватель кафедры истории России Пермского госуниверситета

Мокрушин В. П., сотрудник кабинета археологии

ДРЕВНЕЙШИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В ОКРЕСТНОСТЯХ г. ЧАЙКОВСКОГО

Изучение древних памятников истории Пермского Приуралья неразрывно связано с созданием Воткинского водохранилища. Именно в период строительства Воткинской ГЭС начинаются масштабные планомерные археологические исследования в Среднем Прикамье под руководством выдающегося советского археолога О. Н. Бадера. В ходе охранных археологических работ Камской /Воткинской/ экспедиции Института археологии АН СССР и Пермского университета открыты десятки объектов древнейшей истории Урала, начиная с эпохи мезолита /VII тыс. до н.э./ и кончая периодом русской колонизации районов Среднего Прикамья /XVI-XVIIBB./[1].

Перед началом масштабных исследований территория будущего г.Чайковского представляла для археологов "белое пятно". Правда, в литературе отмечались отдельные находки из района с. Сайгатка, но они совершенно не давали серьезной научной информации о характере археологических объектов. В результате разведочных работ сотрудниками Камской /Воткинской/ экспедиции В. А. Могильниковым и Е. Н. Черных в 1954 г. выявлены древние памятники, характеризующие различные стадии развития древнейшей истории Приуралья: Ольховские - I, -II, Рогалихинское /Сайгатское/ городища, Сайгатский могильник, поселения Чернушка и Красное Плотбище [2]. Сайгатский могильник впоследствии /1956 г./ частично исследован В. Е. Стояновым[3].

В 1965 г. разведочные работы в окрестностях г.Чайковского проводил Ю. И. Кривоногов, который обнаружил Сайгатское селище и повторно обследовал Ольховские - I, -II и Рогалихинское городища. В 1966 г. Л. Г. Третьяковой и Н. Б. Поповой проведены небольшие археологические раскопки на Рогалихинском городище и

 Сайгатском могильнике [4]. Крупные стационарные исследования были проведены В. П. Денисовым на одном из крупнейших неолитических памятников Приуралья - поселении Красное Плотбище в

1969-76 гг. [5].

В 1989 и 1992 гг. В. П. Мокрушиным осмотрены известные ранее археологические памятники и открыты селище Мутнушка и стоянка Усть-Букорок, на которой проведены археологические раскопки [6].

Самым ранним памятником истории в окрестностях г. Чайковского является стоянка Усть-Букорок, расположенная в левобережной пойме р. Сайгатка. Площадка стоянки приурочена к невысокому песчаному всхолмлению высотой до 1,5 м. над поймой. В ходе раскопок на площади 360 кв.м. изучены остатки сезонного сооружения размерами 10x6 м., оставленного древними охотниками эпохи неолита. В пределах постройки и вне ее выявлены отдельные хозяйственные ямы и грунтовый очаг, а также небольшой, но выразительный кремневый инвентарь /192 предмета/. Кремневый материал стоянки носит ярко выраженный микролитический характер и близок к классическим микролитическим материалам эпохи мезолита типа Нижне-Адищевской стоянки.

Найдены призматические, конические и карандашевидные нуклеусы, с которых скалывались миниатюрные ножевидные пластины, использовавшиеся в качестве своеобразных лезвий при создании сложных составных орудий труда и охоты /наконечники стрел, гарпуны, ножи/. Миниатюрные ножевидные пластинки по краям иногда оформлялись ретушью. Из других орудий найдены угловые резцы на пластинах, которые применялись для обработки костяных изделий; скребки на пластинах, использовавшиеся для обработки шкур животных; острия, возможно - наконечники стрел, а также своеобразные долотовидные орудия на кремневых гальках, применявшиеся для производства каменных изделий. В целом материал имел явно мезолический облик, но ему сопутствовали мелкие фрагменты лепной неолитической посуды, на которой местами отмечались отпечатки гребенчатых узоров, характерных для культуры камского неолита. В настоящее время стоянку Усть-Букорок следует рассматривать как один из наиболее ранних в Прикамье памятников эпохи неолита /V тыс. до н.э./

К эпохе позднего неолита /конец V-IV тыс. до н.э./ и энеолита /III тыс. до н.э./ относятся поселения Красное Плотбище и Чернушка. Поселение Красное Плотбище является крупнейшим памятником гаринской культуры в Прикамье. В ходе его исследования изучено несколько многокамерных углубленных жилищ-полуземлянок с большим количеством кремневых изделий и фрагментов древней лепной посуды. Особый интерес представляют находки медных изделий, характеризующие древнейшую цветную металлургию населения Прикамья.

К заключительным этапам раннего железного века /II в.до н.э. – II в н.э./ принадлежит, видимо, Ольховское-II городище. В ходе его обследования найдены фрагменты неорнаментированной лепной керамики пьяноборского облика. Городище занимает подпрямоугольный в плане береговой выступ р.Ольховка высотою 68-74м. С напольной стороны прослеживается хорошо сохранившийся вал высотой до 1 м и шириной в основании 3-4 м. Аналогичный возраст имеет, вероятно, и Ольховское-I городище, расположенное на подтреугольном в плане мысу р. Кама, возвышающемуся над зеркалом водохранилища почти на 80 м.

Рогалихинское /Сайгатское/ городище также приурочено к высокому мысу левого берега Камы. На нем обнаружены фрагменты бомбовидных сосудов с раздутыми боками, которые украшались насечками по венчику. Эта посуда характерна для раннесредневековых памятников /V-VII вв./ мазунинско-бахмутинского культурного круга, оставленных далекими предками современных финских народов Приуралья.

При раскопках Сайгатского могильника изучен ряд древних захоронений, которые исследователи В.Ф.Генинг и В.Е.Стоянов связывали с носителями мазунинской культуры /сер. 1 тыс.н.э./. В захоронениях найдены бронзовые пряжки, медные и железные гривны, костяные наконечники стрел, халцедоновые бусы.

В ходе раскопок на стоянке Усть-Букорок неожиданно обнаружена древняя хозяйственная яма, заполненная костями домашних животных. В яме выявлен развал целого сосуда с шнуровой орнаментацией, характерной для носителей культуры чииликского /постпетрогромского/ типа, которые вели кочевой образ жизни. На территории Пермской обл. эта пока единственная находка чииликской посуды /X-XI вв./. Однако она дает возможность прогнозировать открытие в южных районах Пермского Приуралья целого пласта археологических памятников средневековых кочевников.

К сожалению, памятники позднего средневековья, особенно связанные с процессом русской колонизации южных районов Среднего Прикамья, совершенно не изучались. В будущем следует планировать хотя бы небольшие археологические исследования в сохранившейся части с. Сайгатка, где наверняка удастся выявить культурные слои с предметами XVIII в. Определенная концентрация очень важных для изучения древнейшей истории Приуралья археологических объектов почти в городской черте Чайковского создает проблему их охраны и использования. На наш взгляд, при расширении города следует учитывать местоположение этих объектов и не нарушать их охранную зону. Ряд археологических памятников – Красное Плотбище и Ольховское-I городище при соответствующей работе по их музеефикации можно использовать впоследствии для экспонирования туристам.

Список источников, ссылки на которые приведены в тексте:

  1. Отчеты Камской /Воткинской/ экспедиции. Вып.1. - М., 1959; Отчеты Камской /Воткинской/ экспедиции. Вып.2. -М., 1961.
  2. Бадер О. Н., Оборин В. А. Очерк работ Камской археологической экспедиции в 1955 и 1956 гг. // Учен. зап. Перм. гос. ун-та. T. XII, вып. З. - Пермь, 1960.
  1. Стоянов В. Е. Сайгатский могильник // Вопр. археол. Урала, Вып. 4. - Свердловск, 1962.
  2. Список археологических памятников Пермской области / К своду памятников истории и культуры РСФСР/. - Пермь. 1986.
  1. Денисов В. П. Раскопки Красноплотбищенского поселения // Археол. открытия 1976 г. - М.,
  2. Голдобин А. В., Денисов В. П., Мельничук А. Ф., Мокрушин В. П. Исследования памятников каменного века в Пермском Приуралье // Археол. открытия Урала и Поволжья. - Ижевск, 1991.

 

Имайкина Е., ведущий специалист районного центра традиционной народной культуры УКиИ

НЕКРОПОЛИ ЗЕМЛИ ЧАЙКОВСКОЙ

НЕКРОПОЛЬ - наиболее распространенный, но до последнего времени наименее чтимый памятник истории и культуры. Он сочетает в себе понятия материальности, духовности и мемориальности. Без этого наследия нельзя представить краеведение и историю.

Места захоронения предков у всех народов и во все времена почитались священными. Осквернение, уничтожение могил, надгробий, памятников - кощунство. Особо близкой и чтимой считалась земля, в которую захоронены предки. Она называлась «родительской». Спасительные и очистительные свойства приписывались земле, собранной с семи могил добродетельных людей. Сама земля выступала своеобразным посредником между поколениями. Давняя традиция, запрещавшая застраивать кладбищенское место, дает основание рассматривать старые некрополи как навсегда заповедные зоны.

Употребляя термин «некрополь», помним ли мы, как называлось кладбище на Руси раньше? Называлось - погост, божья нива, погребалище, гробище, вогробище, борок, буйвище, могильник, жальник, усыпалище, упокоище, скудельница. В русских причитаниях могила называлась «урочным местом». Сюда шли со своим горем вдовы и сироты, девушки гадали под Новый год, припавши ухом к могиле, предварительно очертив около себя на снегу круг. Согласно крестьянским поверьям, пребывающий в могиле покойник охраняет кладбище, первый схороненный - «хозяин кладбища».

Для чего воздвигались памятники? Для того чтобы всегда можно было найти то место, где похоронен человек, по надписи узнать, кто он и когда умер. Некоторые исследователи считают, что традиция класть надгробный камень идет от желания удержать «зло» под землей, и пригоршни земли, которые бросают на гроб присутствующие на похоронах, являются переиначенными символами этого же желания.

На кладбище не ходили от Дмитриевской субботы до Радуницы, говорили: «Покойники спят, отдыхают, их не надо беспокоить». Днем поминовения умерших считался вторник на второй неделе после Пасхи - Радуницу. Обряды поминания умерших приходятся и на Троицкую неделю, были приурочены к Семику - четвергу Троицкой недели. В ряде мест на Семик поминали только недавно умерших. Основным временем посещения кладбища была Троицкая родительская суббота, когда люди ходили на кладбище прибирать могилы.

Часто ли задаемся вопросом, каково состояние Чайковского некрополя? Что он собой представляет?

Наиболее древним некрополем г. Чайковского является Сайгатский могильник, памятник археологии республиканского значения, датируемый 3-5 вв.н.э. Находится могильник между Сайгаткой и Ольховкой, занимает верхнюю часть склона северного отрога оврага Рогалиха, обращенного устьем к реке Кама. Северо-западная часть могильника заросла травой, а юго-восточная покрыта сосновым лесом. Поверхность могильника значительно разрушена, особенно на севере и северо-западе, где рядом проходила дорога. Внешних признаков погребений не сохранилось. Этот исторический некрополь наиболее изучен.

Погребальный обряд, комплекс предметов из захоронений позволяют ученым сделать вывод о принадлежности могильника к числу памятников мазунинской культуры. Это один из самых северных мазунинских могильников. Современное состояние памятника оценивается областным центром охраны памятников как критическое.

Еще один некрополь - кладбище села Сайгатка, находящееся в старой части города. Данный некрополь не изучен. Не сохранились до нас ни часовня, ни Сайгатская церковь. Кладбище не имеет определенных границ, территория не огорожена, число захоронений  неизвестно. Кладбище в критическом, аварийном состоянии - многие памятники разрушены, кресты упали. Территория поросла лесом. Рядом с кладбищем расположились сады-огороды городских жителей. Довольно часто могильные холмики и кресты соседствуют с заборами огородов, так что родственникам, решившим навестить могилки, приходилось, сокрушаясь, пробираться окольными путями. Примерная площадь кладбища к 2003 г. составляет 2,73 га. Сегодня кладбище практически не посещается, некому позаботиться о его состоянии. А когда в последний раз его посещал священник?

Памятником областного значения является братская могила с установленным над ней обелиском на улице Камской. Это перезахоронение героев гражданской войны, погибших в 1919-20 гг. Захоронение перенесено из Сайгатки на улицу строящегося поселка Чайковский в 1957 г. Памятник в хорошем состоянии.

Следующий некрополь - старое городское кладбище, находящееся между Завьяловским и Заринским районами. Захоронения на нем начались в 50-е гг. XX в. К 2002 г. на кладбище 3000-4000 захоронений. Кладбище официально закрыто с 18 мая 1989 г. В 1996 г. рядом с кладбищем появилась церковь Успения Божией матери. За могилами ухаживают родственники. По оценкам городской СЭС кладбище находится в удовлетворительном состоянии. Изучение данного некрополя не проводилось. Мы можем констатировать факт захоронения на этом кладбище многих известных людей города. Но где располагаются их могилы, известно чаще всего только родственникам и знакомым. Новое городское кладбище находится в районе Становой. Занимает площадь – 17,5 га. С начала 1990-х до 2002 г. на нём похоронено больше 12000 человек, за 2002 – около 900 человек. Состояние нового кладбища, по оценке СЭС, хорошее. За могилами ухаживают родственники, на кладбище есть смотрители, которые постоянно там проживают уже 12 лет, следят за чистотой и порядком. В июле 2001 года на кладбище была построена Свято-Георгиевская часовня. Отец Сергий, инициатор строительства часовни, рассказывал: «Меня как-то пригласили отслужить чин отпевания на кладбище. Начал я службу и чувствую – что-то не то. Свечи гаснут, и обстановка какая-то неспокойная. А по православным канонам значится – если существует кладбище, значит должна быть и часовня. И я решил – она обязательно будет. Поделился мыслями с прихожанами… Местные власти пошли навстречу. С миру по нитке – кто деревом, кто кирпичом помогал, построили часовню. В последние годы многие горожане стали посещать кладбище в положенные церковью дни поминовения».

На сегодняшний день свободной земли для захоронений осталось совсем немного – хватит на два, максимум на три года. Расширять его дальше некуда – мешает Кама. Планируется строительство нового кладбища, под которое выделяют 20-25 га земли. Следовательно, лет через 5-10 теперешнее «новое» кладбище превратится в «старое». И, вполне возможно, при нашем отношении к некрополям, его постигнет участь «старых» кладбищ.

Территория города Чайковского – около 31 кв. километра. В черту города входят те населённые пункты, которые когда-то располагались поблизости от села Сайгатка. По воспоминаниям старожилов, строительство города проводилось и на территории деревенских кладбищ. Где на самом деле находились эти кладбища, можно будет узнать, изучив архивные источники.

Не менее важно изучение и сохранение исторического некрополя территории, прилегающей к Чайковскому и включающей 50 населённых пунктов.

Упадок некрополя – симптом духовной болезни нашего общества. Во все времена отношение к умершим служило мерилом нравственности людей. Для будущей судьбы старых кладбищ не столько важна охрана памятников истории и культуры, сколько созидание самой культуры, возрождение духовности.

Кладбищу необходимо вернуть традиционный религиозный статус, который отличает его от архива (интересующего историков), свалки (предмета забот санэпидемнадзора) или парка отдыха (притягательного для любопытствующих экскурсантов). Вернуть отношение к нему как реальной религиозной святыне.

Огни Камы, 2003, 17 июня, С. 4.

 

Н. Кузьмин, краевед

СВИДЕТЕЛЬСТВА ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО

В последние годы на территории нашего района найдено три каменных долота-топорика, которые археологи относят к временам неолита, а это значит – люди здесь жили, примерно, 8–4 тысячи лет тому назад.

Краеведы музея заинтересовались: имеются ли археологические памятники в непосредственной близости от нашего города? В техническом отделе Воткинскгэсстроя и у краеведа А. В. Соловьёва действительно оказался такой список с описанием археологических памятников, который был передан музею.

Ольховское городище «первое» находится на высоком берегу реки Камы, между Ольховкой и бывшей пристанью Сайгатка. Ольховское городище «второе» расположено на высокой окраине села Ольховка в 300 метрах от реки Камы, там, где у подножья запушенного склона протекает ручей Ольховка. Ольховское городище «третье» находится в трёх километрах к юго-востоку от деревни в местечке «Чукшины ряды». Площадка занимает длинную стрелку, вытянутую с севера на юг и ограниченную глубокими оврагами. Длина площадки 230 метров, наибольшая ширина 80 метров. С южной стороны она окаймлена тремя рядами валов и рвом длиною до 90 метров. В центральной части – два внутренних вала, разрушенных при рытье котлована. С северной стороны плошадка ограничена еще одним валом, длиной 23 и высотой 3 метра, рвом до 9 метров ширины. Поверхность площадки , задернована и в большинстве покрыта лесами. Культурный слой у южных валов достигает метра. В нем много керамики и костей.

Сайгатский могильник расположен на левом берегу, в километре к югу от села, в верхней части склона северного отлога оврага Рогалиха. Сайгатское городище находится на высоком берегу Камы, в километре к юго-востоку от села. Площадка овальной формы размером 2300 квадратных метров приподнята над окружающей местностью и обрывается с северо-востока и юга уступами до 1 метра высотой, которая и представляла, очевидно, в древности укрепление. Культурный слой тонкий и содержит небольшое число обломков посуды и костей животных. Эти сведения об археологических памятниках музей получил в 1964 году.

Актив музея этим заинтересовался и связался с областным музеем и кабинетом археологии при госуниверситете, чтобы ускорить изучение этих памятников. Кабинет археологии и облмузей поддержали нашу просьбу. Так были организованы две партии по изучению памятников: одна под руководством В. П. Денисова, а вторая — Н. Б. Поповой. Археологам помогали в работе школьники города.

В первую очередь определили местонахождение археологических памятников. Разыскали оба Ольховских городища, но ввиду того, что в них незначительный культурный слой и очень мало археологических находок, от изучения их воздержались. Местонахождение «третьего» Ольховского городища разыскать не смогли. Детально об этих поисках описано в книге «Памятники истории и культуры Пермской области*.

Сайгатское городище находится на мысе высотой 75 метров. Это территория левого берега Камы в полутора километрах к югу от села Сайгатка. Площадь городища 4,5 тысячи метров, вал разрушен. Открыто в 1954 году В. Л. Могильниковым. В 1966 году разведочные раскопки проведены Н. Б. Поповой, В культурном слое (60—80 сантиметров) найдены обломки керамики мазунинской культуры. Городище является одним из немногих хорошо сохранившихся поселений мазунинской культуры III — V века нашей эры.

Сайгатский могильник находится в 250 метрах юго-восточнее Сайгатского городища, на левом берегу Камы. В 1914 году Л. А. Беркутовым были вскрыты 2 погребения. В 1954 году В. Е. Стояновым — 43, а в 1966 году Н. Б. Поповой—2. Умерших в то время хоронили в неглубоких могильных ямах, в деревянных гробницах. В ямах найдены костяные наконечники стрел, принадлежности костюма, в том числе медные, и железные шейные гривны, крупные халцедоновые бусы. Могильник принадлежит к наиболее изученным памятникам мазунинской культуры. Часть находок археологи передали  нашему музею.

Стоянка «Красное плотбище» находится на краю террасы левого берега Камы в 4 километрах юго-восточнее д. Чернушки у лесного кордона. Открыта В. А. Могильниковым в 1954 году, раскопки велись В. П. Денисовым в 1969—1975 годах. Обнаружены полуземляные прямоугольные жилища турбинской культуры эпохи бронзы (3x8 метров) очаги и хозяйственные ямы, а также несколько разрушенных погребений с металлическими вещами турбинского типа (II тысячелетие до н. э.).

Найден богатый вещественный материал эпохи неолита и бронзы—кремневые и каменные шлифованные    орудия    труда, наконечники стрел, а также обломки глиняной посуды железного века.

Поселение является самым южным в Пермской области многослойным памятником.

Теперь стало ясно, что каменные долота-топорики были утеряны нашими предками, которые жили в стоянке «Красное плотбище». Остается разгадать еще одну загадку — найти «третье» Ольховское городище, которое, безусловно, даст богатый материал по изучению прошлого нашего края. Это городище  откроет    что-то  новое.

Будем надеяться, что в следующем полевом сезоне эта загадка будет разгадана. Но это только начало. На территории нашего района должны быть еще такие поселения, которые могут быть открыты совершенно случайно. Каждому жителю города и района нужно быть внимательным при посещении полей, лугов и лесов, особенно в местах, где протекают речки и ручьи с крутыми обрывистыми берегами, а о найденных древних вещах сообщить в наш музей.

 

Н. Кузьмин, общественный директор музея

НЕМЫЕ СВИДЕТЕЛИ

Чайковцы хорошо знают гору Стрижуху возле самой Камы, между городом и Ольховкой. Там возвышается гигантская металлическая опора, линия электропередачи от нее тянется на правый берег реки.

Но мало кому известно, что юные краеведы школы-интерната под руководством работников музея обнаружили на этой горе признаки древнего городища, в котором могли жить далекие предки, примерно, в пятом—десятом веках нашей эры. По соседству — «Сайгатский могильник».

Два года назад ученик школы N° 1 Вова Мельников нашел в районе горы каменное долото-топорик. Специалисты относят этот древний инструмент к эпохе неолита.

В сентябре этого, года Д. В. Черкашин, работая в своем огороде, обнаружил каменный топорик такой же длины, но более узкий. У этого изделия обух был  почти законченной формы.

Очевидно, что оба инструмента были изготовлены примерно в одно и то же  время.

Археологи из Пермского госуниверситета пришли к выводу, что две таких находки дают основание считать: на территории нашего района было поселение людей времен неолита. Следует приступить к серьезным поискам его.

Работа по определению стоянки-поселения древних людей очень сложна и сопряжена с большими затратами.

Актив Чайковского народного музея надеется, что большую помощь ему в этих поисках окажет все население города и района. Ведь многие имеют свои сады и огороды, трудятся на колхозных полях. Будьте внимательны — тщательно осматривайте неизвестные предметы, обнаруженные в земле, камни, кости. Вы можете обнаружить древний инструмент или орудие самозащиты наших предков. Особенно мы надеемся на школьников.

Все, кто хочет по-настоящему заняться краеведческой работой, получить консультацию, как вести поиски древнего поселения, обращайтесь в музей.

Виктор Дворник, журналист

ИМЯ ДОМА ТВОЕГО

Топонимика — топонимия (от греческого topos - место и onyma -имя, название) читается в двух понятиях: 1 - совокупность географических названий какой-нибудь местности страны; 2 - отдел языкознания, изучающий географические названия.

Как не обратиться к происхождению имени дома своего, когда Кемуль и Сигиляш, Альняш и Рагузы, Сайгатка и Маракуши звучат загадочно, а Соколица, Пальниково, Ясная - возвышенно?! Не обделенный любопытством автор начал исподволь собирать в блокноты рассказы много поживших, легенды, исторические заметки и просто байки, касающиеся предмета. Пора хоть слегка систематизировать записки.

Автор не претендует на окончательность своего мнения. Но надеется, что на волке краеведения, которая вздымается все выше, найдет понимающих его любознательность. Ведь сайгатский край настолько древний и настолько молод, что быть безразличным к нему просто совестно.

 

  1. СТОЯНКА. ГОРОДИЩЕ. МОГИЛЬНИК.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Александр Пушкин.

В середине 50-х прошлого века, когда на берега Камы в районе села Сайгатка высаживались первые строители Воткинской ГЭС — последней из знаменитого плана ГОЭЛРО, археолог В. А. Могильников открыл стоянку «Красное плотбище».

Стоянка - место поселения людей, живущих по родово-племенному укладу.

Недавно с интересом прочитал часть рукописи своеобразного словаря синонимов, над которым работает Анатолий Николаевич Чадов, и выписал ряд, касающийся нашей темы. Вот этот ряд: аул-аил-мыза-орда-заимка-кишлак-краалъ-деревня-колония-поселок-селение-слобода-станица-пригород-фактория-поселение-становище-сверхгород-мегаполис. Два слова берут начало от стоянки.

В. П. Денисов в 1964-75 годах провел раскопки на левом берегу Камы в четырех километрах от деревни Чернушка, здравствующей и поныне. Обнаружены полуземляночные прямоугольные жилища Турбинской культуры эпохи бронзы [9x8 м), очаги и хозяйственные ямы, а также несколько разрушенных погребений с металлическими вещами турбинского типа (второе тысячелетие до новой эры). Найдены кремневые и каменные шлифовальные орудия труда, наконечники стрел, а также обломки глиняной посуды железного века.

Человеческой древностью своей Прикамье может поспорить с Средиземноморьем. Напомню известное даже школьникам: Троянская война, перипетии которой известны по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», состоялась в XII веке до новой эры.

Имя стоянки - Красное Плотбище - созвучно с веком ушедшим. Правда, в нем соединены два

понятия, довольно отдаленныедруг от друга эпохами.

Плотбище - место вязания бревен в плоты для сплава леса по реке. И родилось слово тогда, когда человек занялся этим ремеслом. Определение красное связано с советской эпохой. В начале её любили давать возвышенные имена простым явлениям быстротекущей жизни. К слову, место для вязания плотов действительно идеальное - красное: широкий берег от самого леса полого уходит в воды Камы.

Из  доброй  дюжины  понятий«стоять» обращаю внимание на такое: быть, занимать положение, выполняя работу. Например, стоять у власти... И сегодня это понятие живет и здравствует. А в русском государстве XIV-XVI веков была административно-территориальная единица - стан. Собой представляла она полицейский округ из нескольких волостей во главе со становым приставом. В уездах было по два-три стана.

«Стоянием на Угре» названы в истории военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем Иваном III. Он отказался в 1476 году платить Орде ежегодную дань. После неудачной попытки Ахмата форсировать реку Угру (приток Оки) монголо-татары в октябре-ноябре не отважились на решительные действия и отступили. Но вернемся ближе к предмету первой главы наших записок.

В отличие от стоянки, которая в археологическом плане имеет и такое чтение: остатки неукрепленного поселения охотников и рыболовов каменного века, городище - место древних небольших селений, укрепленных самой природой - речкой, яром, болотом — и человеком, который насыпал валы, копал рвы и наполнял их водой, ставил стены и бойницы.

Сайгатское городище открыто В. А. Могильниковым в 1954 году. Через два лета А. Б. Попова провела разведочные раскопки. Время от времени они ведутся на берегах Камы и в наши дни. С последним сообщением «О чем рассказывают чернушинские раскопы?» выступила на страницах «Огней Камы» в 1998 году преподаватель истории средней школы № 1 Ирина Александровна Пряжникова.

Древняя сайгатская земля продолжает рассказывать о своих давних поселенцах, живших в эпоху так называемой Мазунинской культуры. А начало этим рассказам положено книгой В. Е. Стоянова «Вопросы археологии Урала», изданной в Свердловске в 1962 году.

Городища - прародители наших городов. Названия многих и сегодня походят от городищ.

Городец на Волге известен с XII века, в нем умер Александр Невский, возвращаясь из Орды. От него, Городца, - городецкая роспись, представляющая собой жанровые сценки, фигурки коней и петухов, цветные узоры. Со средины XIX века она украшала прялки, мебель, ставни, двери, с 1936 года и поныне - сувенирное производство.

От села Городло на Западном Буге происходит «Городельская уния» - договор между Литвой и Польшей в 1413 году. В Ивано-Франтковской области есть город Городенка. И подобных примеров множество.

Город в Пензенской области называется Городищем с 1780 года, а в Черкасской области Украины имя Городище дали селению в 1956 году. От Южного и Западного Буга до Каменого пояса - Урала древние и новые городища были и остаются свидетелями единства восточных славян, а со временем русичей.

Более двухсот лет длятся поиски местонахождения первого прикамского русского поселения, зафиксированного летописями, - так называемого Анфаловского городка. О времени возникновения его исследователи почти не спорят, сходясь на том, что построен он был во второй половине XIV века или чуть позже, в период с 1338 по 1409 годы. Имя городок получил в честь своего основателя - опального новгородского воеводы Анфала Никитина.

Максим Горький, затеяв писать пьесу о легендарном новгородце Ваське Буслаеве, прочитал Антону Павловичу Чехову хвастливый Васькин монолог:

Эх-ма, кабы силы

да побольше мне!

Жарко бы дохнул я

- снега бы растопил,

Круг земли пошел бы

да всю распахал,

Век бы ходил - города городил,

Церкви бы строил

да сады все садил!

Землю разукрасил бы

- как девушку,

Обнял бы ее - как невесту свою,

Поднял бы я землю

ко своим грудям,

Поднял бы понес ее ко господу:

— Глянъ-ко ты, господи,

земля-то какова, -

Сколько она Васькой

изукрашена!

Ты вот ее камнем пустил

в небеса,

Я ж ее. сделал

изумрудом дорогим!

Глянъ-ко ты, господи, порадуйся,

Как она зелено

на солнышке горит.

Дал бы я тебе ее в подарочек,

Да - накладно будет

- самому дорога!

- Это хорошо.., - ответил Чехов Горькому. Очень настоящее, человеческое! Именно в этом «смысл философии всей». Человек сделал землю обитаемой, он сделает ее и уютной для себя... Сделает!

Советские буслаевы построили белостенный город Чайковский, утопающий в зелени. Истоком ему были и Сайгатское городище, и сама Сайгатка.

Слова городище, городок дали фамилии нескольким ученым, художникам, литераторам. Назову одного из них - Сергея Митрофановича Городецкого — поэта, организатора «Цеха поэтов», исповедующего акмеизм. В 1907 году вышла в свет его книга «Ярь», пронизанная мотивами русского фольклора. Автор многих поэм. А вот об этом мало кто помнит: Сергей Городецкий написал новый текст к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин».

В Прикамье, как и на Дону, в Оренбурге и Сибири, возрождается дух казачества, организационно и укладно. Были встарь так называемые городовые казаки, несколько отличные от других. Они несли гарнизонную службу на укрепленных линиях по южным и восточным границам России в XV - XVII веках. Получали денежное жалованье и землю. Имели выборных атаманов.

Коромысло над прошлым и настоящим, если всматриваться повнимательней, осязаемо яркое.

И последний штрих древности - Сайгатский могильник. Он находится в 250 метрах от Сайгатского городища.

Могильник (археолог.) - комплекс погребений. Обособлять его от поселения начали в мезолите. По обряду погребения в могильниках различают трупоположения и трупосожжения (захоронения пепла). Формы могильных сооружения разнообразны: от простых ям до огромных гробниц. Виды могильников: курганные, отмеченные насыпями, и грунтовые - без оных. Античные могилы обычно называют некрополем, христианские и мусульманские — кладбищем. Могильник с захоронением пепла в урнах - колумбарием.

Могильник сайгатский - древнейшее кладбище на берегах Камы, на земле, издревле обетованной.

журнал ЧелоВек. - 1991. - С. 28-29.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузьмин, Н. Свидетельства далёкого прошлого / Н. Кузьмин, краевед // Огни Камы. - 1981. - 9 апр. - С. 3.

ßíäåêñ.Ìåòðèêà Ðåéòèíã chaiknet.ru